Rework. Бизнес без предрассудков. Джейсон Фрайд Давид Хейнемейер Хенссон

Это не будет пересказ книги в кратком изложении, постараюсь вообще поменьше спойлерить. Книга Rework мне ОЧЕНЬ нравится, она по-настоящему помогла за последние 10 лет по-другому выстроить рабочий процесс, поэтому я все больше буду сваливаться в комментарии и рассуждения. Постарайтесь отнестись к этому с пониманием и не забудьте прочитать саму книгу, она стоит того.


Довольно часто бывает, что некоторые идеи могут оказаться через чур прогрессивными для своего времени или же наоборот, открыть окно возможностей и становятся прародителями. В случае с Rework и Remote (вторая книга, которая посвящена удаленной работе), все случилось сразу по обоим этим сценариям.


Авторы книги – основатели компании 37signals.com, рассказывают историю своей компании и как попутно они пришли к ряду практик, возведенных в ранг принципов.

Книга вышла в 2010 году, тогда же я первый раз наткнулся на ее английскую версию и дочитав, обнаружил и вариант на русском, который регулярно дарю друзьям и коллегам(потому что книга – лучший подарок, особенно, если туго с фантазией).


Джейсон Фрайд и Дэвид Хенссон не планировали писать книгу, они писали посты в блоге своей студии web-разработки. Об этом же они и рассказывают в Rework – для небольшого бизнеса не обязательно нужен штат маркетологов, вы сами можете стать для себя лучшим маркетологом. Особенно если соберете аудиторию заранее, тогда не придется тратить огромные деньги на рекламу.


Почему любой бизнес должен стать крупным и постоянно расти? Из-за жадности акционеров? Из-за необходимости выхода основателей? Отличные примеры Гарварда и Оксфорда или закусочной с вкусным свежим хлебом, показывают в книге, что бизнесу не обязательно расти и расширяться. Это может быть просто вашим ДЕЛОМ.


Совещания токсичны, маркетингом можно заниматься самостоятельно, в современном мире можно все делать самому и команде не нужно постоянно работать из офиса.


Советы из Rework больше актуальны для Software индустрии, но могут пригодиться где-угодно.


Делайте то, что нужно вам и это может пригодится вашим клиентам. Если у вас компания, которая обслуживает нужды одного крупного клиента, то у вас проблемы – вы не знаете рынок, вы знаете одного клиента. Как только он уйдет, ваш бизнес закончится. Если вы решаете свою проблему, которая может мешать широкому кругу клиентов, это станет вашим бизнесом. Это еще один пример диверсификации.


Лучшее время чтобы посадить дерево – 20 лет назад, и сегодня


Когда наступит идеальное время для старта бизнеса? Никогда. Действовать нужно как только продукт имеет небольшой набор функций, то есть, полностью рабочих фич. Не ждите окончания полной разработки, этого момента можно никогда не дождаться. Сроки и бюджеты никогда не исполняются. Начинать свой бизнес можно совмещая работу, многие хорошие компании начинались в свободное время в гараже.


Миссия компании – это не просто слова на бумаге и формальная позиция. Когда голос робота-автоответчика говорит вам “ваш звонок очень важен для вас”, вы уже осознаете, что компании на вас плевать и она пошла по пути сокращения затрат на обращения клиентов. Потому что ваша покупка товара или услуги – это прибыль, а ваши обращения за помощью – затраты.


В части про привлечение сторонних инвестиций все начинается с того, что авторы проходятся катком по идее стартапов – компаний, которы пытаются что-то создавать, не имея никакой бизнес-модели по выходу на окупаемость и прибыль.


Основывайте бизнес, а не стартап.


Сейчас эта проблема проявляется особенно ярко на компаниях, которые выходили на биржу через SPAC’и, для этого не приходилось проходить строгий контроль комиссии по ценным бумагам и рынкам и отчетность не всегда имеет что-то общее с истиной(Nikola, например).


В РФ в компаниях очень любят переработки, конечно, нам еще далеко до японцев и корейцев. И наши переработки обычно связаны с общим уровнем организации труда и планирования, где потом нужно во время полета приделывать крылья подводной лодке. Но мысль авторов очень хороша – сотрудники, которые постоянно перерабатывают, вредны для компании. Они портят атмосферу, в итоге хорошие сотрудники, которые работают согласно графика, вдруг начинают выглядеть блекло. Ведь они МЕНЬШЕ СТАРАЮТСЯ. Многие понимают, что работать нужно головой, а не 12 часов, но вот когда вы появляетесь на работе и получаете немного власти, вспомнить об этом очень трудно. Как известно, нет той низости на которую бы не был способен капиталист ради 300% прибыли.


Каждое поколение появляются бунтари против корпоративных устоев, которые трубят о необходимых изменениях, упрощенно это конфликт “отцов и детей”, который находит себя в ином измерении. И новому поколению приходится себя находить самостоятельно, чтобы создать новый культурный слой. Книга была издана в 2010 году, и из нашего времени мы можем уже с уверенностью сказать, все мысли книги уже пошли в массы и были приняты.


Малкольм Гладуэлл в книге Переломный момент объяснял это наличием сразу трех составляющих(прочитаете книгу и сами все узнаете как он проводит параллель с медициной – носители, вирусы и среда), книга Фрайда и Хенссона вывела авторов в когорту носителей, которые зарядили своими вирусными идеями поколение Web2.0, а затем всему помогла среда.


Книгу однозначно стоит прочитать, тем более что аудиоверсия по длительности чуть меньше 4 часов.